Главная › Противодействие коррупции › Выставки › Виртуальная выставка "Становление отечественной системы гражданской обороны по документам РГВА" ›
Историческая справка
СПРАВКА ОБ ИСТОРИИ МЕСТНОЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ (МПВО) – ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
Днем рождения Гражданской обороны страны считается 4 октября 1932 года, когда было принято Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР № 1525/319сс «Об утверждении Положения о противовоздушной обороне Союза Советских Социалистических Республик».
Создание местной противовоздушной обороны (МПВО) в 1932 г. как системы государственных мероприятий по защите населения, городов, объектов народного хозяйства от средств нападения с воздуха и ликвидации последствий нападения было вызвано усиленной подготовкой капиталистических стран к войне против СССР, вооружением их армий мощной бомбардировочной авиацией, осноащенной разрушающими, зажигательными и химическими средствами поражения.
В Постановлении СНК СССР определены цель, задачи и средства, структура ПВО, источники финансирования.
Цель ПВО – обеспечить от воздушной опасности операции действующей армии, бесперебойную деятельность тыла страны и защитить трудящееся население.
Средства ПВО делились на три группы: служба воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС); авиационная оборона; местная оборона (маскировка, внутреннее наблюдение и разведка, инженерные сооружения, противохимическая и медико-санитарная защита, охрана порядка).
Основными задачами МПВО являлись: предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; осуществление маскировки населённых пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.
Подготовка к МПВО проводилась в мирное время, в первую очередь – в угрожаемой полосе, устанавливаемой периодически СНК СССР. (В остальных районах подготовка ограничивалась ознакомлением населения с нормами МПВО, финансировалась местными учреждениями).
В угрожаемой зоне МПВО организовывалась по военным округам и крупным городам.
Общее руководство и постановка оперативных заданий по МПВО отводились Наркомату военных и морских дел, его рабочий орган – Управление ПВО РККА. На территории военного округа начальником ПВО назначался командующий войсками округа.
Перечень пунктов и объектов ПВО составлялся НКВМ и утверждался СНК СССР. Руководство службой МПВО в пункте ПВО осуществлял начальник пункта, его рабочий орган – штаб пункта ПВО.
В 1932-1933 гг. были сформированы по территориальному принципу первые 48 отдельных местных батальонов ПВО. Тогда же образовались и первые кадровые части – 31 и 22 отдельные батальоны. В 1934 г. началась организация бригад и полков МПВО, и к 1936 г. части МПВО составляли 2 бригады, 2 полка, 30 отд. батальонов, 4 отд. инженерных батальона, 4 отд. автотранспортных батальона, 2 кадровых батальона. В 1939 г. территориальные части МПВО были упразднены – в связи с ликвидацией территориального принципа комплектования РККА.
Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. система МПВО была передана в подчинение НКВД.
Накануне Великой Отечественной войны войска МПВО НКВД включали: 3 инженерно-противохимических полка (в Москве, Ленинграде и Баку), 4 инженерно-противохимических батальона. Обучено нормам ПВХО (противовоздушная и противохимическая оборона) 11 млн. граждан, создано 25 тыс. различных формирований, подготовлены для убежищ I и II очереди Московского метрополитена.
Систему ПВО война застала на стадии перестройки. В большинстве городов формирования существовали лишь на бумаге, население не получило всех необходимых знаний и навыков. Результатом явились потери, которых можно было бы избежать.
Активная подготовка к МПВО проходила на западе до Горького, на востоке – до Байкала. Сибирь, Урал, Среднее и Нижнее Поволжье оставались неготовыми к налетам авиации. Число городов – пунктов составляло 121.
Суровым испытанием для местной противовоздушной обороны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
В первые же дни авиация фашисткой Германии, руководствуясь общим планом «молниеносной войны» подвергла массированным бомбардировкам десятки крупных городов нашей страны: среди них Киев, Минск, Севастополь, Одесса, Кишинев, Каунас, Мурманск.
2 июля 1941 г. СНК СССР издал постановление «О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне», предусматривающее организацию обучения всего взрослого населения нормам ПВХО. В жилых домах и кварталах создавались группы самозащиты («положение о группах самозащиты» разработало ГУ МПВО). Принятые руководством страны и местными органами власти меры позволили за лето и осень 1941 года мобилизовать значительные силы и средства тыла страны на усиление местной противовоздушной обороны СССР.
К 1 декабря 1944 г. в стране существовало 59790 групп самозащиты (2 990 000 членов), обучено нормам ПВХО 71 млн. чел. Расширился состав городов – пунктов: их число увеличилось во второй половине 1941 г. на 24, включены Воронеж, Краснодар, Казань, Сталинград, Саратов и др. Всего за время войны объявлено городами – пунктами 102 города (итого – 223), исключено по мере удаления фронта 53. В уменьшенном объеме мероприятия МПВО проводились в 350 городах.
В целях обеспечения быстрого восстановления разрушенного врагом хозяйства 9 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление «Об образовании в местностях, объявленных на военном положении, городских аварийно-восстановительных отрядов».
Были реорганизованы и формирования МПВО. Постановлением СНК СССР от 12 июля 1943 г. в 49 важнейших промышленных и государственных центрах страны образованы отдельные городские батальоны и роты МПВО, находящиеся на казарменном положении. Городские части МПВО формировались из населения старших призывных возрастов, значительную их часть составляли женщины (так, например, в частях МПВО Москвы – 23% - 4663 чел.). Решением ГКО от 16 июня 1943 г. сформировано 7 инженерно-противохимических полков и 9 отдельных инженерно-противохимических батальона МПВО.
За время войны гитлеровская авиация совершила 30212 бомбовых налетов на тыл страны, сбросив 600 тыс. фугасных и более миллиона зажигательных авиабомб. Бойцы МПВО ликвидировали 77938 загораний и 10133 пожара, обезвредили более 430 тыс. невзорвавшихся авиабомб, снарядов. Было восстановлено 15685 зданий, 250 объектов промышленного значения, 205 мостов, 547373 м2 дорог; разминировано 2232 здания и 64 км дорог, очищена от минных заграждений площадь в 86260 га. Снайперами войск МПВО уничтожено 2000 немецких солдат и офицеров. 2 тысячи военнослужащих и вольнонаемных сотрудников частей и городских формирований МПВО получили за время войны ордена и медали СССР, стали Краснознаменными Ленинградская МПВО, 4 и 7 полки, 12, 15 и 16 батальоны войск МПВО.
В результате усиления МПВО общая численность личного состава системы МПВО страны к началу 1944 года превышала 6 млн человек. Причём её основу составляли невоенизированные формирования и группы самозащиты.
Главный итог деятельности МПВО страны в военное время состоит в том, что она обеспечила сохранение жизни и здоровья миллионам людей, ослабила разрушительное воздействие воздушных ударов противника. В этом убедительное доказательство её эффективности и правильной организации. МПВО полностью оправдала своё предназначение.
Война показала, что защита населения, объектов народного хозяйства и территорий в чрезвычайных ситуациях относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
После окончания Великой Отечественной войны по постановлению СНК от 24 октября 1945 г. штабы МПВО были реорганизованы и переведены на местный бюджет, городские части МПВО – расформированы. Сократились штаты ГУ МПВО и ЦНИЛ.
Бойцы частей МПВО принимали участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства, выполняли взрывные и другие спецработы на строительстве Волго-Донского канала (1951-1952 гг.), на целине. За 1946-1954 гг. было обнаружено, обезврежено и уничтожено около 80 тыс. неразорвавшихся авиабомб, более 10 тыс. снарядов. По итогам этой работы Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 апреля 1955 г. 37 офицеров, сержантов и солдат частей МПВО были награждены орденами и медалями.
31 октября 1949 г. было принято новое «Положение о МПВО СССР», с учетом опыта Великой Отечественной войны и международной обстановки определившее задачи ГУ МПВО. Положение установило роль и место войск и формирований в системе МПВО, обязанности наркоматов по подготовке объектов и созданию служб МПВО.
Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1951 г. реорганизовало систему МВД СССР, разделив подведомственные ему части и учреждения на войска и охрану. В результате Главное Управление местной противовоздушной обороны (ГУ МПВО) преобразовалось в Главное Управление Службы местной противовоздушной охраны (ГУС МПВО) – с 16 мая 1951 г. После новой реорганизации МВД СССР в 1953 г. Главное Управление Службы МПВО стало Управлением Службы МПВО (УС МПВО).
Подготовка страны к МПВО вплоть до 1955 г. проходила без учета возможности применения противником новых средств массового поражения – атомного и бактериологического оружия. Местные органы МПВО ограничивались лишь инспектированием, недостаточно был подготовлен личный состав частей и формирований, население не обучалось способам противоатомной защиты.
Постановлениями Совет Министров СССР от 24 и 29 сентября 1953 г. на МВД была возложена задача проведения мероприятий по обеспечению защиты населения, городов и промышленных объектов от атомного оружия и подготовки к защите населения от бактериологического оружия. Во исполнение этих постановлений УС МПВО разработало мероприятия, руководства по подготовке населенных пунктов и объектов народного хозяйства, радиационной разведке, дезактивации; программы подготовки личного состава, памятку населению. По вопросам защиты населения от бактериологического оружия УС МПВО активно сотрудничало с Министерством здравоохранения СССР.
27 ноября 1953 г. МВД утвердило новые штаты УС МПВО и ЦНИЛ, был разработан и утвержден штат отдела организации защиты от бактериологического оружия.
18 марта 1954 г. Управление Службы МПВО вновь стало Главным Управлением Службы МПВО. По приказу МВД СССР № 00555 от 28 июня 1954 г. в ГУС МПВО был создан научно-технический отдел.
29 и 30 июня 1955 г. Совет Министров СССР принял постановления «О мероприятиях по повышению готовности местной ПВО страны к защите населения и промышленных объектов от атомного оружия» и «О мероприятиях по обеспечению медицинской помощи населению в условиях применения атомного оружия», указавшие на необходимость рассредоточения важнейших промышленных предприятий, создания их дублеров; разработки планов эвакуации населения, проведения специальных инженерно-технических мероприятий, маскировки важных объектов, всеобщего и обязательного обучения населения противоатомной защите, строительства защитных сооружений, организации своевременного оповещения.
Изменилась структура службы МПВО: введена должность первого заместителя министра внутренних дел по МПВО; Главное управление службы местной противовоздушной охраны преобразовано в Штаб местной противовоздушной обороны страны; ЦНИЛ ГУС МПВО переименована в ЦНИЛ МПВО; на местах управления службы МПВО заменены областными, краевыми, республиканскими штабами МПВО.
14 апреля 1956 г. Совет Министров СССР утвердил новое «Положение о МПВО СССР», впервые определившее МПВО как систему общегосударственных мероприятий, организуемых и осуществляемых на всей территории страны в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, проведения спасательных работ и оказания помощи пострадавшим, а также выполнения первоочередных аварийно-восстановительных работ. «Положение…» указало, что вопросы МПВО должны занять соответствующее место в работе всех министерств, ведомств и организаций; уточнило и расширило перечень мероприятий МПВО. На базе министерств и ведомств согласно «Положению…» создавались общесоюзные службы МПВО: оповещения и связи, охраны порядка и безопасности, медицинская, противопожарная, транспортная, торговли и питания. Военно-учебные заведения Министерства обороны СССР включились в систему подготовки кадров МПВО.
В июле 1956 г. приказом Министра внутренних дел СССР было утверждено Положение о Штабе МПВО страны и его структура.
Расширение деятельности Штаба МПВО страны сделало необходимым реорганизацию Центральной научно-исследовательской лаборатории. Постановлением Совета Министров СССР от 12 декабря 1956 г. ЦНИЛ была преобразована в Государственный НИИ МПВО, подчинявшийся начальнику МПВО страны – министру внутренних дел и его первому заместителю по МПВО.
Помимо «Информационного сборника МПВО». Выходившего с 1956 г., Штаб МПВО страны и ГОСНИИ выпускали «Научно-технический сборник. С 1958 г. выходила газета «Воин МПВО».
В 1950-х годах Штаб МПВО страны активно сотрудничал со странами народной демократии, помогая в организации МПВО путем передачи литературы и оборудования, консультирования специалистов, подготовки кадров в учебных заведениях, командирования ведущих работников.
Согласно постановлению Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. «О мероприятиях, связанных с упразднением МВД СССР» Штаб МПВО страны был реформирован, штабы и войска МПВО переданы в подчинение Министерства обороны СССР. ГОСНИИ МПВО также был передан в Министерство обороны и после передачи расформирован.
В 1961 году на базе МПВО в стране была создана новая общегосударственная система – Гражданская оборона СССР. В основу новой системы легли опыт, традиции, всё лучшее, что было создано за годы существования МПВО.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 июля 1961 года было принято «Положение о Гражданской обороне СССР». В нём было определено, что «Гражданская оборона является системой общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых заблаговременно в мирное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от ракетно-ядерного, химического, бактериологического оружия, проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) в очагах поражения, которая строится по территориально-производственному принципу».
Также было определено содержание работы всех её звеньев, основные права и обязанности должностных лиц в системе гражданской обороны, разработаны основы управления. В «Положении о Гражданской обороне СССР» определялись основные принципы защиты населения от оружия массового поражения. В качестве основного способа защиты населения предусматривались его рассредоточение и эвакуация.
За основу был принят принцип дифференцированного комплексного подхода к защите населения. В соответствии с ним в мирное время строились убежища для наибольшей работающей смены предприятий, которые должны продолжать работу в военное время в категорированных городах. Остальная часть городского населения подлежала эвакуации в загородную зону, в которой предусматривалось создание фонда противорадиационных укрытий для местного и эвакуированного населения.
В соответствии с этим все мероприятия гражданской обороны делились на три группы: в первую группу входили мероприятия, проводимые заблаговременно, в мирное время; во вторую группу были включены мероприятия, проводимые в «особый период»; в третью группу были включены мероприятия, проводимые в военное время.
Руководство гражданской обороной в министерствах, ведомствах, промышленных и производственных объединений и на объектах народного хозяйства осуществлялось непосредственно через штабы и службы гражданской обороны, а также через существующие структуры органов управления. Штабы гражданской обороны стали основными органами управления.
Для осуществления всех мероприятий гражданской обороны в городах создавались соответствующие службы (с учётом опыта МПВО): связи, инженерная, противопожарная, медицинская, охраны общественного порядка, защиты животных и растений, коммунально-техническая, санитарной обработки людей и обеззараживания одежды, торговли и питания, убежищ и укрытий, материально-технического снабжения, аварийно-техническая, автотранспортная, энергетики и др.
Новые подходы к организации спасательных работ в очагах ядерного поражения потребовали многократного увеличения сил. В этих целях было увеличено количество воинских частей гражданской обороны (без увеличения общей численности личного состава).
Резко возросла численность и количество невоенизированных формирований. Их структура и система подготовки претерпели серьёзные изменения. Основными среди них стали территориальные сводные спасательные и объектовые отряды гражданской обороны.
В больших объёмах создавались запасы средств индивидуальной защиты населения (противогазы, респираторы и т.д.).
На новый уровень по сравнению с МПВО были подняты вопросы оперативной подготовки. Большое внимание было уделено разработке оперативных планов гражданской обороны. Повседневной практикой стало проведение крупных командно-штабных учений по гражданской обороне.
Особое место занимала подготовка населения. В 1966 году вводится в действие новая 21-часовая программа подготовки граждан по гражданской обороне ¾ всеобщий обязательный минимум знаний. Рабочие, служащие, колхозники обучение проходили непосредственно на предприятиях, в колхозах и совхозах. Занятия проводили не общественные инструкторы, а начальники цехов, отделов, служб, бригадиры, т. е. руководители обучали подчинённых.
В начале 70-х годов ХХ столетия несколько изменилась военно-стратегическая обстановка. У вероятного противника была взята на вооружение «концепция первого обезоруживающего удара». Наряду со стратегическими наступательными силами на передний план в качестве средств первого удара выдвигались ракеты средней дальности (1000 – 5500 км), размещаемые в Западной Европе. Малое подлётное время (10 –12 мин.) делало их идеальным средством стремительного удара по выбранным целям. Реально возникла угроза внезапного ядерного нападения на территорию СССР. В этих условиях гражданская оборона превратилась в один из важнейших факторов стратегического равновесия.
Сложившаяся обстановка потребовала внести изменения и в деятельность Гражданской обороны СССР, прежде всего, повысить эффективность защиты населения. Для этого необходимо было увеличить фонд защитных сооружений и создать надёжную систему оповещения всего населения страны, резко сократить время перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, провести комплекс мероприятий в области повышения устойчивости работы народного хозяйства в военное время, повысить полезную значимость системы гражданской обороны в мирное время.
Предусматривался более разносторонний комплекс мероприятий в городах и на объектах, которые могут подвергнуться ударам противника. Их условно можно свести в три группы, составляющие содержание основных задач гражданской обороны:
первая группа мероприятий, связанных с непосредственным обеспечением защиты населения от средств поражения противника;
вторая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости функционирования экономики и уменьшение возможного ущерба народному хозяйству при применении противником ядерного оружия и других средств поражения;
в третью группу входили мероприятия по подготовке сил и средств для ликвидации последствий нападения противника и проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в очагах поражения.
Жизнь потребовала вместе с тем внесения существенных поправок в организацию и порядок планирования и осуществления мероприятий. В этот период был принят ряд важных постановлений правительства и других директивных документов по вопросам гражданской обороны.
Одним из главных документов было новое Положение о гражданской обороне Союза ССР, утверждённое постановлением ЦК КПСС и Советом Министров СССР от 18 марта 1976 года № 201-78.
В новом Положении было определено, что Гражданская оборона СССР является составной частью системы общегосударственных оборонных мероприятий, направленных на защиту населения от оружия массового поражения и других средств нападения противника. Исходя из данного определения, все мероприятия гражданской обороны впервые предписывалось осуществлять согласованно с другими мероприятиями оборонного характера. По значимости гражданская оборона выводилась на уровень вооружённой защиты, на качественно новый уровень решения её задач.
Одновременно с этим предусматривался целый ряд других мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения: организация оповещения об опасности нападения противника; организация радиационного, химического и бактериологического (биологического) наблюдения, разведки и лабораторного контроля; проведение санитарно-гигиенических, профилактических и противоэпидемических мероприятий; снижение запасов горючих, взрывоопасных и сильнодействующих ядовитых веществ в городах и на объектах народного хозяйства; создание защищённых запасов продовольствия, одежды, медикаментов, медицинского имущества, предметов первой необходимости и других материально-технических средств; обучение населения способам защиты и другие.
В 1976 году правительством было принято решение о возложении на Гражданскую оборону СССР задачи по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства в военное время. На данном этапе развития Гражданской обороны СССР эта проблема определялась как одна из важнейших.
В марте 1979 года по инициативе Госплана СССР и Управления начальника Гражданской обороны СССР было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об утверждении общих требований по повышению устойчивости работы отраслей народного хозяйства в военное время», в котором были изложены основные направления повышения устойчивости функционирования народного хозяйства страны, его отраслевых и территориальных звеньев: обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в военное время; рациональное размещение производительных сил на территории страны; подготовка к работе в условиях военного времени отраслей народного хозяйства и промышленности; подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в условиях военного времени; подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач военного времени.
Гражданская оборона СССР в эти годы была одной из лучших подобных систем в мире. Это признавали и вероятные противники. Была создана довольно мощная, со своей строгой организационной структурой, государственная всенародная система. Всенародный характер гражданской обороны - её главное достоинство и отличие от аналогичных систем зарубежных государств.
Стало очевидным, что гражданская оборона не может ограничить свою деятельность рамками военного времени. Её потенциал, силы и средства должны с большей эффективностью использоваться в мирных условиях при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году потребовал принятия ряда безотлагательных мер по дальнейшему совершенствованию системы гражданской обороны страны, развития её в плане непосредственного решения задач по защите населения от чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами.
Такие меры были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 886-213 от 30 июля 1987 года «О мерах по коренной перестройке системы гражданской обороны»:
возложение на гражданскую оборону задач по защите населения в мирное время от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и проведению спасательных и других неотложных работ в ходе их ликвидации;
создание мобильных отрядов специальной защиты на областном уровне, а также мобильных соединений и частей гражданской обороны постоянной готовности для экстренных действий в чрезвычайных ситуациях;
создание во всех республиках, краях, областях, городах, районах коллегиальных органов управления - постоянных чрезвычайных комиссий (ПЧК) и др.
Спитакское землетрясение в Армении в 1988 году вновь подтвердило, что гражданская оборона к решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не готова. В связи с этим было принято решение о создании специальной государственной системы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Образование государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях началось с создания в 1989 году в структуре Правительства СССР специального органа – Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а затем в декабре 1990 года – Государственной системы по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Несколько позже, в 1990 году, в РСФСР был создан Российский корпус спасателей, на правах государственного комитета, преобразованный в 1991 году в Государственный Комитет Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям, а в ноябре 1991 года на его базе и базе Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный Комитет РСФСР по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС РСФСР), на который была возложена координация деятельности органов государственного управления РСФСР по защите населения и национального достояния, в том числе от опасностей, возникающих при ведении военных действий. В ведение Комитета были переданы войска, организации и учреждения гражданской обороны, дислоцированные на территории РСФСР.
С этого времени по настоящее время вся деятельность гражданской обороны Российской Федерации, её развитие связана с ГКЧС РСФСР, а затем созданным на его базе Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В апреле 1992 года была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, преобразованная позже в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в дальнейшем преобразованную в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Все эти годы задачей гражданской обороны, её сил и средств, кроме основной задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, было участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
8 мая 1993 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ «О гражданской обороне», в котором общее руководство гражданской обороны в Российской Федерации было возложено на Председателя Правительства Российской Федерации, который по должности стал начальником гражданской обороны страны. Его первым заместителем был определён Председатель ГКЧС России.
Указом предусматривалось комплектование войск гражданской обороны военнослужащими на добровольной основе – по контракту, что позволило увеличить укомплектованность войск. Штабы гражданской обороны получили новое название – штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (штабы ГОЧС). Переименованием штабов было подчёркнуто, что проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера наравне с проблемами гражданской обороны становятся задачами этих штабов. Принятыми мерами удалось повысить потенциал гражданской обороны страны.
12 февраля 1998 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О гражданской обороне» (№ 28-ФЗ). Впервые в истории России проблемы гражданской обороны были регламентированы законодательным актом.
Закон определил задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций в области гражданской обороны. Указанный федеральный закон закрепил понятие гражданской обороны как системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера; задачи в области гражданской обороны; принципы организации и ведения гражданской обороны; полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области гражданской обороны, в том числе Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций; права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны; руководство гражданской обороной, органы, осуществляющие управление гражданской обороной; силы гражданской обороны, основы деятельности войск гражданской обороны и порядок финансирования мероприятий по гражданской обороне.
С 1999 года началось реформирование войск гражданской обороны, осуществляемое в соответствии с основными положениями военной реформы в Российской Федерации. Были сформированы спасательные центры, разработаны и утверждены План строительства войск гражданской обороны и Программа вооружения войск гражданской обороны на период до 2005 года. Реформирование войск осуществлялось с учётом перехода от принципа их использования для прикрытия отдельных объектов к принципу прикрытия территорий. Это потребовало значительно увеличить мобильность соединений и воинских частей, уровень их технической оснащённости и профессиональной подготовки.
В целях дальнейшего развития сил гражданской обороны в 2011 году на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны были сформированы спасательные воинские формирования МЧС России, определены их задачи, порядок применения, организация деятельности, порядок комплектования и подготовки. Спасательные воинские формирования стали соединениями постоянной готовности, их возможности по проведению аварийно-спасательных работ повысились в 1,5 – 2 раза, улучшилось их оснащение, повысилась мобильность, готовность к применению как в мирное, так и в военное время в существующей штатной структуре.
Гражданская оборона Российской Федерации на современном этапе составляет часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны и предназначена для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и при террористических актах.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства. Это положение исходит из конституционных прав и обязанностей личности, общества и государства по защите от внешних и внутренних угроз. Организацией и ведением гражданской обороны как составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности, государство выполняет три важнейшие функции:
обеспечение защиты и жизнедеятельности населения, спасения и оказания помощи пострадавшим (социальная);
сохранение мобилизационных людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны (оборонная);
сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики, выживания населения, защита материальных и культурных ценностей (экономическая).
В конце 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».
В Основе госполитики учтены положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, документов, определяющих стратегическое планирование в сфере национальной безопасности, а также действующих нормативных правовых актов.
Данный документ определяет цели, задачи, основные направления и мероприятия реализации государственной политики в области гражданской обороны до 2030 года.
В современных условиях гражданская оборона решает спектр задач, направленных на выполнение мероприятий по подготовке и защите населения, а также материальных и культурных ценностей, от опасностей мирного и военного времени. Усилиями МЧС России гражданская оборона приобрела современный облик и продолжает развиваться с учетом изменений в государственном устройстве, экономической и социальной сферах России, а также в соответствии с военно-политической обстановкой в мире.
В настоящее время совершенствуется система управления и оповещения. Большое внимание уделяется повышению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов от угроз природного, техногенного характера, террористических проявлений. Разрабатываются и внедряются новые средства индивидуальной и коллективной защиты.
В современных условиях государство и гражданская оборона неотделимы. С одной стороны она активно участвует в обеспечении жизнедеятельности и безопасности общества, с другой - организуется и развивается в соответствии с общими законами и процессами, присущими государству в данный период времени. Сегодня главной отличительной чертой гражданской обороны является то, что она выступает как форма участия всего населения страны, органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
Источники:
1. Предисловие к описи фонда № 37878 «Штаб местной противовоздушной обороны страны МВД СССР». РГВА, старший архивист Р.М.Синаюк, 1987 г.
2. История гражданской обороны (с официального сайта МЧС России www.mchs.gov.ru)