"МИХАИЛ КОШКИН – СОЗДАТЕЛЬ ТАНКА Т-34"
ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР
(к 125-летию со дня рождения
М.И. Кошкина)
«Т-34 заслуживает быть отмеченным золотой надписью на рабочем столе конструктора
— за успешное решение основной проблемы максимального соответствия эффективности вооружения и мобильности танка…»
Дуглас Орджилл
Кошкин Михаил Ильич
(1898–1940 гг.)
Выдающийся советский инженер-конструктор, руководитель конструкторского коллектива Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (позднее – завода № 183), создавшего легендарный отечественный танк – Т-34. Его имя стоит в одном ряду с именами других выдающихся деятелей нашей страны, ковавших меч Победы в смертельной битве с нацизмом. Его конструкторская деятельность исчисляется всего 6-ю годами, но в этот короткий период со всей мощью раскрылся талант этого незаурядного человека. К Кошкину нельзя применить фразу «биография типичная для поколения». При прочих равных условиях, биография Михаила Ильича нетипична даже для его современников, хотя начиналась она, как и у многих других. Он родился и вырос в бедной крестьянской семье, рано потерял отца и был вынужден батрачить, помогая матери, растившей еще младших сестру Ираиду и брата Сергея. В 11 лет Михаил подался на заработки в Москву, где освоил рабочую профессию кондитера, которая звучит сладко, но достается очень горько. Начав свой трудовой путь зимой 1909 г. учеником (подмастерьем) на кондитерской фабрике «Эйнем» (впоследствии – «Красный Октябрь»), он за 8 лет проходит путь от ученика до квалифицированного рабочего. В феврале 1917 г. М.И. Кошкин был мобилизован в ряды Русской императорской армии, и в составе 58-го запасного пехотного полка участвует в боевых действиях на Западном фронте. После ранения находился на излечении в госпитале в Москве (М. Лубянка, 3), затем демобилизуется. Будучи сыном бедняка, Кошкин восторженно принял Октябрьскую революцию. В личном деле студента Коммунистического университета им. Я.М. Свердлова М.И. Кошкина хранится анкета для членов и кандидатов в члены РКП(б), датированная 15 декабря 1921 г. В графе 19, на вопрос «Какое принимал участие в Октябрьском перевороте и где» – Михаил Ильич пишет: «в городе Москве на Красной площади сражался с контрреволюцией». В апреле 1918 г. Михаил Кошкин добровольно вступил в сформированный в Москве железнодорожный отряд РККА, став одним из первых военных железнодорожников молодой Советской Республики. В рядах Красной армии Кошкин воевал под Царицыном, под Архангельском на Северном фронте, был ранен, болел тифом. Летом 1921 г. Кошкин демобилизовался из армии. После окончания службы, в июле 1921 г. Михаил Кошкин направляется для обучения на политическое отделение Военно-политических просветительных курсов при Политуправлении всех вооруженных сил на Украине и в Крыму, а в сентябре 1921 г. переводится в Военно-политический техникум курсантом учебного отряда броневиков, состоящего из двух отделений – автобронетанкового и бронепоездного. На какое именно отделение был назначен Кошкин, установить не удалось. Военно-политический техникум в г. Харькове создавался с целью подготовки политических руководителей и комиссаров для броневых, кавалерийских и частей связи Красной армии. В декабре 1921 г. курсант учебно-броневого отряда техникума Михаил Кошкин был направлен в Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова и зачислен студентом на партийное отделение. Коммунистический университет являлся первым высшим учебным заведением, созданным в СССР, и предназначенным для подготовки административно-хозяйственных, советских и партийных кадров. Программа обучения предусматривала изучение 24 предметов – исторических, политических, экономических, а также физики, химии, математики и иностранных языков. Во время учебы в университете Кошкин лично познакомился с С.М. Кировым и Г.К. Орджоникидзе. По окончании университета в 1924 г. М.И. Кошкин назначается на хозяйственную работу в г. Вятку (ныне – г. Киров) директором кондитерской фабрики Вятского потребсоюза. С этого времени начинается его становление как партийного и хозяйственного руководителя. С 1925 г. Кошкин на партийной работе – он последовательного назначается заведующим отделом агитации и пропаганды 2-го райкома ВКП(б), заведующим губернской советской партийной школой, заведующим отделом агитации и пропаганды губернского комитета ВКП(б). Вероятно, Кошкин мог сделать хорошую партийную карьеру, но овладевший им еще в годы войны интерес к технике побудил его написать письмо Сергею Мироновичу Кирову, в котором он просил помочь ему получить высшее техническое образование. Страна остро нуждалась в квалифицированных специалистах, поэтому Михаилу Ильичу не отказали. В соответствии с решением Пленума ЦК ВКП(б) от 29 января 1929 г. в адрес Вятского губернского комитета ВКП(б) было направлено письмо ЦК ВКП(б) «О направлении 1000 коммунистов во ВТУЗы в 1929 г.», которым поручалось отобрать трех кандидатов для направления на учебу. Одним из таких кандидатов и стал М.И. Кошкин.
1 сентября 1929 г. М.И. Кошкин был зачислен студентом механического факультета Ленинградского технологического института. Однако вскоре он перевелся в Ленинградский политехнический институт, потому что там был машиностроительный факультет. С этого момента и начинается становление конструктора Михаила Кошкина, создавшего универсальный инструмент маневренной войны – легендарный танк Т-34. Учился М.И. Кошкин прилежно, с отличием защитил дипломный проект по специальности «Конструирование, испытание, сборка и исследование автомобилей и тракторов» с присвоением квалификации «инженер-механик». В 1934 г. М.И. Кошкин был распределен на Опытный завод Спецмаштреста» (затем – Ленинградский завод опытного машиностроения № 185 им. С.М. Кирова) на должность инженера-конструктора конструкторского отдела. С момента своего появления на заводе М.И. Кошкин попал в коллектив основоположников отечественного танкостроения–Н.В. Барыков, С.А. Гин- збург, Н.В. Цейц, П.С. Сячинтов, Ф.Л. Хлыстов, В.М. Симский, М.П. Зигель и др. Под начальством опытного танкостроителя С.А. Гинзбурга (возглавлявшего КБ завода) Кошкин с должности рядового конструктора дошел до заместителя начальника КБ. В 1934–1936 гг., во исполнение Постановления Совета Труда и Обороны СССР № 71сс от 13 августа 1933 г. «О системе танкового вооружения РККА», завод разрабатывал разведывательный танк Т-43, колесно-гусеничный плавающий, на замену танка Т-37; общевойсковой танк Т-46, колесно-гусеничный, на замену Т-26; танк качественного усиления ТРГК Т-29, колесно-гусеничный с 8-ю ведущими колесами, на замену Т-28. Работа была проведена успешно, хотя впоследствии оказалось, что танки бесперспективны (чрезмерная сложность и высокая стоимость показали невозможность их серийного производства). 11 марта 1936 г. в «Известиях ЦИК Союза ССР и ВЦИК» было опубликовано Постановление ЦИК Союза ССР от 10 марта 1936 г. «О награждении конструкторов, инженеров и рабочих, участвовавших в выполнении правительственного задания по танкостроению» – за успешное выполнение правительственного задания по танкостроению М.И. Кошкин награждался орденом Красной Звезды. В декабре 1936 г. нарком тяжелой промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе принял решение направить М.И. Кошкина в Харьков. Решение о переводе в Харьков конструктора Кошкина было принято с учетом его деловых качеств и личного стремления создать быстроходный средний танк, пригодный для крупносерийного производства. М.И. Кошкин назначается руководителем КБ-190 Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна (затем – завод № 183 им. Коминтерна), на который он и прибывает в январе 1937 г. В это время Танковый отдел Харьковского завода № 183 выпускал легкие колёсно-гусеничные быстроходные танки серии «БТ». Проблемами серийного производства и модернизации танка БТ в Танковом отделе завода № 183 занималось КБ-190, однако качество машин не устраивало заказчика в лице Автобронетанкового управления (АБТУ) РККА. Перед КБ-190 стояла задача обеспечить производство и модернизацию танка БТ-7. В мае 1937 г. Кошкин предложил объединить схожие проекты танков БТ-9 и БТ-ИС с целью экономии сил. Предложение поддержало 8-е Главное управление Наркомата оборонной промышленности (НКОП), и КБ получило определенную свободу действий. Однако, по настоянию АБТУ РККА в лице его начальника Г.Г. Бокиса передало работу по разработке нового танка Объединенному конструкторскому бюро (ОКБ) под руководством военного инженера 3-го ранга, адъюнкта Военной академии механизации и моторизации РККА им. И.В. Сталина (ВАММ) А.Я. Дика. В ОКБ были переведены лучшие инженеры и конструкторы из КБ-190. 13 октября 1937 г. АБТУ РККА выдало заводу № 183 тактико-технические требования на разработку нового манёвренного колесно-гусеничного танка БТ-20 (заводской индекс А-20), но в конце октября прибывшая на завод комиссия констатировала, что ОКБ с работой не справляется. Дик был арестован, обвинен в срыве правительственного задания и осужден на 20 лет лагерей. ОКБ было расформировано, а вскоре был арестован и начальник АБТУ Г.Г. Бокис. В октябре 1937 г. Кошкин возглавил новое конструкторское подразделение – КБ-24, которое менее чем за год спроектировало 7 августа 1938 г. было принято Постановление Комитета обороны при СНК СССР № 198сс «О системе танкового вооружения РККА», которое гласило: «В целях дальнейшего совершенствования танков создать по тактико-техническим данным АБТУ, выработанным на танковом совещании и утвержденным народным комиссаром обороны, три опытных образца танков: два гусеничных и один колесно-гусеничный с 6 ведущими колесами». В сентябре 1938 г. Кошкин представил комиссии ГАБТУ проект и макет танка БТ-20. По решению макетной комиссии под его руководством в КБ-24 приступили к разработке и изготовлению трех опытных танков (одного колесно-гусеничного танка А-20 и двух гусеничных – А-32). А уже в декабре 1938 г. Кошкин демонстрировал Главному Военному совету чертежи и макеты опытных танков А-20 и А-32. Толщина брони была значительно увеличена (с 20 мм до 44 мм). Устанавливалось более мощное вооружение (76 мм пушка Л.11 вместо 45 мм пушки, установленной на легких танках БТ-7). Срочная разработка чертежей танков А-20 и А-32 потребовала сотен людей, поэтому в начале 1939 г. все танковые КБ завода (КБ-24, КБ-190 и КБ-35) были объединены в КБ-520, одновременно произошло объединение опытных цехов в единый цех, тесно связанный с КБ. Кошкин был назначен главным конструктором. Производство опытных образцов танка с усиленной броней велось в ускоренном темпе: уже в июле 1939 г. на заводе № 183 был изготовлен первый опытный образец, совершивший 16 июля 1939 г. опытный пробег по заводскому полигону. Через два месяца А-32 демонстрировался членам правительства. Работы шли сложно, сказывалось множество факторов и людских, и технологических, и технических. Тем не менее, Постановлением Комитета Обороны при СНК № 443 от 19 декабря 1939 г. машина А-32, названная танком Т-34, была принята на вооружение Красной армии. Только после этого начались крупномасштабные испытания танка. Они проходили в два этапа. Во время первого (февраль–апрель 1940 г.) проверялись работа двигателя и основных механизмов, ходовые качества танка, удобство его управления, размещение и работа радиоустановки. На 17 марта в Москве был назначен показ танков членам правительства. С этой целью был организован танкопробег Харьков – Москва. Учитывая важность мероприятия, Кошкин сам отправился на новых машинах как ответственный представитель завода. 750 км от Харькова до Москвы и обратно еще недоработанные танки прошли своим ходом в трудных условиях бездорожья и снежных заносов. Показ танков на Ивановской площади Кремля в присутствии всего высшего руководства СССР (И.В. Сталин, М.И. Калинин, В.М. Молотов и К.Е. Ворошилов) и всесторонние стендовые и ходовые испытания на танковом полигоне окончательно решили судьбу танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство. Второй этап испытаний проходил осенью 1940 г. и заключался в проведении пробега трех опытных танков Т-34 по шоссейным и грунтовым дорогам по маршруту Харьков – Орел – Кубинка – Смоленск – Орша – Киев – Полтава – Харьков с проведением опытных стрельб. Осенью 1940 г. началось массовое производство танков Т-34. Зимой 1940/41 гг. танки Т-34 начали поступать в войска.
Пробег Харьков – Москва – Харьков подорвал здоровье Кошкина. Простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией. Однако, напряженная работа не давала возможности сделать перерыв и заняться своим здоровьем. Вскоре заболевание обострилось и Кошкину пришлось удалить одно легкое. Он был направлен на реабилитационный курс лечения в заводской санаторий «Занки» под Харьковом, где и скончался 26 сентября 1940 г., за 9 месяцев до начала Великой Отечественной войны. Широкой общественности его имя стало известно спустя день – 28 сен - тября 1940 г. в центральной прессе был опубликован некролог. Но в этот день только немногие знали, о ком идет речь. Поразительная человеческая судьба… Судьба отпустила Михаилу Ильичу всего сорок два года жизни. Но эти годы прошли в непрестанной борьбе и учебе. Он дважды начинал свой жизненный путь сначала и каждый раз достигал высоких результатов, сначала на партийной, потом на конструкторской работе, а своих заслуженных наград удостоился только после смерти. Его биография и конструкторская деятельность, являясь предметом многочисленных публикаций, до сих пор не стала предметом научного исследования. Но память о Михаиле Кошкине, создателе Т-34 - танка Победы, жива! |
* * *
Российский государственный военный архив (РГВА) совместно с Музейно-мемориальным комплексом «История танка Т-34» представляет виртуальную историко-документальную выставку «Михаил Кошкин – создатель танка Т-34». В экспозиции представлено 24 документа из фондов РГВА и 15 фотографий из собрания Музейно-мемориального комплекса «История танка Т-34» и свободных источников. Хронологически рамки выставки охватывают период с апреля 1937 г. по апрель 1940 г. Экспонируемые документы знакомят посетителей с историей создания танка Т-34, начиная с его первых, экспериментальных образцов. |
Материалы выставки
|
|
|