История танка Т-34

24 июня 1945 г. В Москве на Красной площади проходит исторический Парад Победы. Колонну крупнокалиберных артиллерийских орудий сменяет бронетанковая техника. Впереди – знаменитые танки Т-34. Эти машины по праву называют оружием Победы. Они участвовали в боях под Сталинградом и на Курской дуге, в операции «Багратион», в боях за Берлин и Прагу. Всего за годы Великой Отечественной войны было произведено более 35 000 танков Т-34. Эти средние танки были предназначены для поддержки наступающей пехоты и со совей задачей справлялись успешно.

Эти машины значительно превосходили танки противника по своей технологичности, т.е. в простоте производства, легкости в управлении и в возможности производить ремонт танка в полевых условиях.

Принятый на вооружение в декабре 1939 г. танк Т-34 создавался по зданию правительства СССР. Гражданская война в Испании 1936 – 1939 гг., в которой на стороне республиканцев участвовали легкобронированные советские танки БТ-7 и Т-26, показала их высокую уязвимость для огня артиллерии и даже крупнокалиберных пулемётов. А так как эти танки являлись основными в Красной армии, это означало, по сути, необходимость срочной замены всего танкового парка. Проблема усугублялась тем, что в СССР, на тот момент, моделей танков с противоснарядным бронированием, готовых к массовому производству, не было.

Для создания танка с усиленной броней в 1937 г. на заводе № 183 (Харьковский паровозостроительный завод) было сформировано объединенное конструкторское бюро, которое возглавил М.И. Кошкин. В задачу ОКБ входила работа по совершенствованию существующих типов танков и разработка новых образцов. 10 декабря 1938 г. на заседании Главного Военного Совета были представлены чертежи гусеничного танка А-32. Толщина брони была значительно увеличена (с 20 мм до 44 мм). Устанавливалось более мощное вооружение (76 мм пушка Л.11 вместо 45 мм пушки, установленной на легких танках БТ-7). Производство опытных образцов танка с усиленной броней велось в ускоренном темпе: ужу в июле 1939 г. на заводе № 183 был изготовлен первый опытный образец, совершивший 16 июля 1939 г. опытный пробег по заводскому полигону. Через два месяца А-32 демонстрировался членам правительства.

Постановлением Комитета Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР № 443 от 19 декабря 1939 г. машина А-32, названная танком Т-34, была принята на вооружение Красной армии.

Только после этого начались крупномасштабные испытания танка. Они проходили в два этапа. Во время первого (февраль – апрель 1940 г.) проверялись работа двигателя и основных механизмов, ходовые качества танка, удобство его управления, размещение и работа радиоустановки. Второй этап проходил осенью 1940 г. и заключался в проведении пробега трех опытных танков Т-34 по шоссейным и грунтовым дорогам по маршруту Харьков – Орел – Кубинка – Смоленск – Орша – Киев – Полтава – Харьков с проведением опытных стрельб. Осенью 1940 г. началось массовое производство танков Т-34. Зимой 1940/1941 гг. танки Т-34 начали поступать в войска.

Вниманию читателей предлагаются документальные материалы Российского государственного военного архива об испытании танка Т-34 в 1940 г. и начале их массового производства.

Главный специалист РГВА,
И.В. Успенский

 

Танк Т-34 преодолевает овраг с незамерзающим ручьем. – Февраль 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2017. Л. 61. Фотография.

 

Танк-т-34 на 1-й передаче преодолевает крутой подъем. – Весна 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2017. Л. 64. Фотография.

 

Танк Т-34 на 3-й передаче сломал сосну. – Весна 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2016. Л. 47. Фотография.

 

Заключение комиссии по результатам войсковых испытаний опытных образцов танка Т-34. – 27 апреля 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2016. Л. 71–72. Подлинник.

 

Директива заместителя наркома обороны СССР Маршала Советского Союза Г.И. Кулика № 7679/с от 25 октября 1940 г. об испытании длительным пробегом трех полностью укомплектованных танков Т-34. – 25 октября 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1182. Л .4–5. Подлинник.

 

Схема пробега танка Т.34 по маршруту Харьков – Кубинка – Смоленск – Орша – Киев – Полтава – Харьков. – Сентябрь 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 367. Фотокопия.

 

График пробега танков Т-34 по указанному круговому маршруту. – Сентябрь 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1181. Л. 368. Фотокопия.

 

Информационное письмо зам. наркома среднего машиностроения СССР А.А. Горегляда наркому обороны СССР Маршалу Советского Союза С.К. Тимошенко о приемке 143 танков Т-34 производства Мариупольского завода им. Ильича. – 27 ноября 1940 г.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 2. Д. 1182. Л. 93. Подлинник.

 

Тактико-технические данные среднего гусеничного танка Т-34 образца 1940 г., произведенного заводом № 183.

РГВА. Ф. 31811. Оп. 3. Д. 2014. Л. 15. Фотокопия.

 

Федеральное архивное агентство. Официальный сайт.

Портал Архивы России

ОБД Мемориал

Подвиг Народа

Память народа

© Российский государственный военный архив, 2013–2022
Использование материалов сайта допускается только после письменного согласия его администрации.
При использовании материалов сайта указание источника и активной гиперссылки на сайт - обязательно!