Через тернии к звездам… Ко дню рождения К.Э. Циолковского
Имя Константина Эдуардовича Циолковского хорошо известно не только в нашей стране, но и во всем мире. Выдающийся ученый-самоучка, основоположник теории ракетного движения и межпланетных сообщений, Циолковский стоит в одном ряду с такими «революционерами от науки», как Ньютон, Дарвин и Эйнштейн. Он родился 5 сентября 1857 г. в селе Ижевское, расположенном на территории Рязанской губернии, умер 19 сентября 1935 г. в Калуге.
Все в его жизни складывалось непросто. Все достигалось вопреки. Сын лесника из Рязанской губернии Костя Циолковский рано приобщился к чтению. Но после перенесенной в возрасте 10 лет тяжелой болезни (скарлатины) он почти полностью потерял слух, что лишило его возможности учиться в школе и активно общаться с другими людьми. Циолковский не пал духом, продолжил домашнее обучение. Тугоухость лишила мальчика большинства детских забав, однако компенсацией стала тяга к творчеству, изобретательству, мастерству. Уже в детстве Константин начинает мастерить часы, игрушки, куклы. Позднее в 14 лет он самостоятельно изготовил токарный станок, а в 15 лет – воздушный шар. В начале 1868 г. семья Циолковских переехала в Вятку (ныне – Киров). Здесь Константин Циолковский начал обучение в мужской Вятской гимназии. Учиться ему было достаточно трудно из-за проблем со слухом и в 1873 г. он был отчислен из гимназии. После гимназии К.Э. Циолковский больше нигде и никогда не учился, предпочитая заниматься самообразованием, в чем серьезно преуспел.
В 1874–1877 гг. он жил в Москве, самостоятельно изучая физико-математические науки по классу средней и высшей школы. В 1879 г. Константин Эдуардович экстерном сдал экзамен на звание учителя и в 1880 г. был назначен учителем арифметики, геометрии и физики в Боровское уездное училище Калужской губернии. В этом городе он жил и преподавал 12 лет, завел семью, приобрел друзей. В 1881 г. в Боровске началась и научная деятельность Циолковского, здесь он написал и опубликовал свои первые научные работы. Примечательно, что в своих изысканиях в области аэронавтики и аэродинамики он шел своим путем, не имея возможности ознакомиться с мировыми научными достижениями. Его первый контакт с российским научным сообществом начался с казуса. Циолковский самостоятельно разработал основы кинетической теории газов и отправил результаты в Русское физико-химическое общество. Ответ от Менделеева его сильно расстроил, известный русский ученый в своем письме отметил, что кинетическая теория газов была открыта 25 лет назад. Однако расчеты проделанные Циолковским были оценены по достоинству. В период жизни в Боровске он был принят в Русское физико-химическое общество, а его работа «Механика живого организма» получила благоприятный отзыв И.М. Сеченова. Через много лет, в 1928 г., сам Константин Эдуардович писал об этом так: «Я многое открыл, что было открыто ранее меня. Значение таких работ я признаю только для самого себя, так как они давали мне уверенность в моих силах». Такая самооценка свидетельствует о большой скромности ученого.
Многие сделанные им открытия не нашли практического воплощения в России и через некоторое время успешно реализовывались в доработанном виде на Западе. Примером может служить работа по созданию дирижабля. В 1887 г. была опубликована работа Циолковского «Теория и опыт аэростата», в которой было дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой, приложены разработанные автором чертежи. Однако проект не был поддержан ни одним государственным учреждением, было отказано даже в субсидии на постройку действующей модели. Проект был положен «в ящик». Для сравнения: Фердинанд Цеппелин разработал проект своего дирижабля во второй половине 1890-х гг., в 1900 г. был построен и испытан первый образец, а в 1906 г. дирижабль был принят на вооружение германским военным ведомством.
В советское время Константин Эдуардович Циолковский предпринял вторую попытку строительства своего дирижабля «из серебристого металла», обратившись за поддержкой в Управление ВВС Красной армии, АВИАХИМ и другие учреждения. Представляем вниманию читателей документальные материалы Российского государственного военного архива по «дирижаблю Циолковского» за 1925–1930 гг. К сожалению, все усилия ученого закончились созданием действующего макета дирижабля и получением патента на «предполагаемое изобретение» от ВСНХ СССР.
Константин Эдуардович Циолковский ушел из жизни 19 сентября 1935 г. и был похоронен в Калуге в Загородном саду (ныне парк его имени). На следующий же день после его смерти 20 сентября 1935 г. было опубликовано постановление ЦИК СССР и Совнаркома СССР об увековечивании памяти великого русского ученого и о передаче его научных трудов Главному управлению гражданского воздушного флота при Совнаркоме СССР. В будущем решением правительства его работы были переданы Академии Наук СССР, где была создана специальная комиссия по разработке трудов Константина Циолковского. Комиссия распределила научные труды, написанные ученым по различным разделам. Первый том включал в себя все работы Циолковского по вопросам аэродинамики; второй том – по реактивным летательным аппаратам; третий том – работы по цельнометаллическим дирижаблям, а также по увеличению энергии тепловых двигателей и различным вопросам прикладной механики, по вопросам использования приливов и волн, обводнения пустынь и охлаждения в них жилищ человека и различные изобретения; в четвертый том вошли сочинения по астрономии, биологии, геофизике, строению вещества и иным проблемам; наконец, пятый том составили биографические материалы и переписка ученого. В 1954 г. Академия наук СССР учредила золотую медаль им. К.Э. Циолковского «За выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». С 1996 г. Российская академия наук присуждает премию им. К.Э. Циолковского за выдающиеся работы в области межпланетных сообщений и использования космического пространства.
Представляемая докладная записка военного представителя Военно-технического управления РККА В. Глазунова от 5 февраля 1931 г. об условиях жизни и работы К.Э. Циолковского ранее не публиковалась.
Российский государственный военный архив
Статья в журнале «Экран» № 22 за 1926 г. «Циолковский и его аэронат». – 13 июля 1922 г.
РГВА. Ф. 29. Оп. 13. Д. 614. Л. 152. Типографский экземпляр.
|
Письмо К.Э. Циолковского в Управление ВВС РККА о работах по созданию модели оболочки дирижабля. – 4 декабря 1926 г.
РГВА. Ф. 29. Оп. 13. Д. 614. Л. 154–155об. Автограф. |