Виртуальная выставка "С КЕМ ВЫ, МАСТЕРА КУЛЬТУРЫ?" Творческая интеллигенция и РККА (1918-1940 гг.)
* * * Российский государственный военный архив представляет виртуальную историко-документальную выставку «”С кем вы, мастера культуры?” Творческая интеллигенция и РККА (1918–1940 гг.)», посвященную историческому опыту взаимодействия творческой интеллигенции и армии. Вопрос, заданный писателем Максимом Горьким в далеком 1932 году, не потерял своей актуальности и в настоящее время. Уйти от ответа на него не может ни один представитель творческой интеллигенции, поскольку этим определяется политическая и нравственная позиция деятеля культуры, его место в жизни страны. Революционные события 1917 г., а затем и Гражданская война оказали огромное влияние на развитие культуры в России. Кардинальные изменения коснулись буквально всех направлений художественной деятельности в стране, вызвали к жизни новые жанры искусства, соответствовавшие общественным настроениям тех лет. Начал формироваться новый тип культуры – народной, массовой. Культурные связи между работниками искусства и советскими Вооруженными силами зародились еще в годы Гражданской войны, а организационно были оформлены в 1923 г., когда VI съезд работников искусств принял решение о культурном шефстве над армией и флотом. Яркой формой такого сотрудничества стала работа сборных выездных театральных трупп, выезжавших на фронты Гражданской войны. Это стало первым крупным и эффективным опытом работы советской власти и творческой интеллигенции. Период 1923–1940 годов стал временем поиска новых форм сотрудничества, наиболее эффективного для обеих сторон. Благодаря организации творческих союзов (писателей, художников и т.д.), военное ведомство могло привлекать и отбирать писателей, художников, артистов, режиссеров для создания у населения уважительного отношения к Красной армии и воинской службе. Представители творческой интеллигенции создавали в частях РККА драматические и изобразительные кружки, руководили красноармейской художественной самодеятельностью, проводили лекции и беседы. Тесные связи красноармейцев и работников искусств вдохновляли последних на создание многочисленных художественных произведений – пьес, картин, музыки, песен, а позднее и кинофильмов, посвященных жизни, быту, военной и политической учебе бойцов, героическому прошлому Красной армии – борьбе с белогвардейцами и интервентами. Так, Всесоюзная художественная выставка, посвященная 15-й годовщине Красной армии, проходившая в июне 1933 г. в Москве, объединила более 500 художников, создавших несколько сотен произведений живописи, графики, скульптуры и предметов декоративного искусства. Наиболее известные участники выставки: художники Александр Дейнека, Борис Иогансон, Исаак Бродский и многие другие. Художественные выставки, посвященные РККА, занимали важное место в системе взаимодействия творческой интеллигенции и армии. Объединяя художественную общественность, они стимулировали творческую инициативу художников, привлекая их внимание к актуальным политическим задачам, способствуя развитию новой социалистической культуры. Не отставали от художников и представители других видов искусства. Так, если в 1938 г. работники театрального искусства и эстрады дали в частях Красной армии и Военно-морского флота 13 тысяч 890 спектаклей и концертов, то в 1939 г. число их превысило 29 тысяч. Большим успехом пользовались у бойцов и командиров творческие отчеты выдающихся мастеров искусств. Только в 1938–1939 гг. таких отчетов было проведено 453. С рапортами выступали народные артисты СССР В.И. Качалов, А.К. Тарасова, А.А. Яблочкина и др. Бригады творческих работников проводили в частях РККА лекции, диспуты, зрительские конференции, обсуждали с бойцами репертуарные и творческие планы театров. Во второй половине 1930-х годов широкое распространение получило движение по обучению красноармейцев работе с киноаппаратурой, кинопередвижками. Актуальность данных мероприятий определялась широким распространением в стране киноискусства, появлением новых отечественных кинофильмов. В том числе и посвященных истории РККА: «Броненосец Потемкин» (режиссер Сергей Эйзенштейн, 1925 год), «Чапаев» (режиссеры – Георгий и Сергей Васильевы, 1934 год), «Мы из Кронштадта» (режиссер Ефим Дзиган, 1936 год). Стоит заметить, что сотрудничество с военным ведомством было выгодно и для творческой интеллигенции: помимо возможности реализовать ту или иную свою идею, они получали значительную финансовую и материальную поддержку. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что к началу 1941 г. в СССР была построена система, позволявшая эффективно использовать потенциал представителей творческой интеллигенции. В стране сформировался слой не просто патриотично настроенной творческой интеллигенции, но интеллигенции, имевшей опыт работы в условиях боевых действий, успешно реализованный в годы Великой Отечественной войны. Думается, этот исторический опыт интересен и сегодня. Настоящая выставка призвана показать взаимоотношения той части творческой интеллигенции, которая приняла революцию, с РККА, ставшей вооруженной частью народа, на переломе эпох первой четверти ХХ века и в преддверии Великой Отечественной войны. * * * В фондах Российского государственного военного архива (РГВА) хранятся уникальные документы, подробно рассказывающие о том, как выстраивался эффективный механизм взаимодействия между работниками искусства и Рабоче-Крестьянской Красной армией, насколько плодотворным было их сотрудничество. В экспозиции представлено более 138 архивных документов и фотографий из 11 фондов. Это фонды органов центрального военного управления, личного происхождения, а также один фонд из комплекса документов трофейного происхождения. Представляемый комплекс документов подробно освещает основные направления, по которым шло сотрудничество представителей искусства и РККА: это литература, живопись, музыка, театр, кино, архитектура. Видовой состав документов чрезвычайно разнообразен, на выставке представлены документы военного делопроизводства – приказы, доклады, отчеты, сметы и пр., служебная переписка, письма различных деятелей культуры и искусства в адрес руководства РККА (в частности наркому К.Е. Ворошилову) с резолюциями высшего военного руководства СССР. Выставка состоит из четырех разделов: «1918–1927 годы», «1928–1937 годы», «1938–1940 годы» и «Фонодокументы». Документы внутри разделов систематизированы по хронологическому принципу. Также экспозиция снабжена научно-справочным аппаратом: биографическим указателем и списком сокращений.
Первый раздел выставки «1918–1927 гг.» посвящен начальному этапу сотрудничества творческой интеллигенции с военным ведомством в период Гражданской войны и в первые годы после ее окончания. Он представлен типовыми документами сборных выездных эстрадно-театральных трупп, а также документами, связанными с творческой деятельностью отдельных представителей творческой интеллигенции – поэта Д. Бедного, писателя А. Гайдара, публициста и журналиста М.Е. Кольцова, художников Д.С. Моора и Ф.С. Богородского, военного дирижера и композитора С.А. Чернецкого, кинооператора Э.К. Тиссэ. Из документов, вошедших в I раздел, следует упомянуть договор Всероссийского бюро военных комиссаров с одним из основателей русской мультипликации, впоследствии эмигрировавшим из Советской России, – В.А. Старевичем о поступлении на службу во фронтовую концертную труппу в качестве кинооператора от 18 января 1919 г. Это не известное ранее доказательство его службы в РККА можно смело назвать архивным открытием.
Второй раздел экспозиции «1928–1937 гг.» освещает развитие и совершенствование различных форм взаимодействия работников искусства и РККА в годы двух первых пятилеток. Документы рассказывают об инициативах Центрального совета Ассоциации художников революционной России (АХРР) и, в частности, одного из активных его деятелей – художника И.И. Бродского, об организации Ансамбля красноармейской песни (ныне – Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова), о шефской работе театральных бригад и о творческих командировках литераторов в части и учреждения РККА. Особого внимания в данном разделе заслуживают записки и письма представителей творческой интеллигенции (режиссеров Г.Н. и С.Д. Васильевых, художника М.Б. Грекова, композитора Л.К. Книппера, оперного певца М.О. Рейзена, писателей М. Горького, А.К. Виноградова и др.) наркому обороны К.Е. Ворошилову. Третий, раздел «1938–1940 гг.» освещает работу творческой интеллигенции во время военных конфликтов у озера Хасан, на реке Халхин-Гол, в период воссоединения Западной Украины с Украинской ССР и Западной Белоруссии с Белорусской ССР, а также в годы Советско-финляндской войны. Документы показывают работу фронтовых творческих бригад, которые вновь стали организовываться и направляться в районы боевых действий. Отдельную группу составляют документы, связанные с созданием положительного образа Красной армии за рубежом (предоставление живописных полотен для демонстрации заграницей, гастроли Ансамбля красноармейской песни и пляски в США). Особое место на выставке занимают фонодокументы, любезно предоставленные Российским государственным архивом фонодокументов (РГАФД). Это и выступления драматурга В.В. Вишневского на I Всесоюзном съезде писателей об отражении в литературе истории борьбы с японской интервенцией в годы Гражданской войны на Дальнем Востоке, и поэтов А.И. Безыменского – о шефстве комсомола над военным флотом и М.А. Светлова – об истории создания стихотворения «Гренада», а также записи двух военных маршей композитора С.А. Чернецкого. Данные фонодокументы стали своеобразным аудиоприложением к документам РГВА и дают наглядное представление о плодотворном сотрудничестве творческой интеллигенции и Красной армии. |
|
|