Главная ›
Доклад о профилактике коррупционных и иных правонарушений в РГВА в 2018-2020 гг.
В условиях развития демократического государства достижение эффективности в функционировании органов власти является одной из наиболее важных задач. Существует множество угроз, оказывающих негативное воздействие на функционирование государства.
Одной из таких угроз несомненно является коррупция. В современном мире не существует абсолютно чистых, в коррупционном отношении стран, и избавиться полностью от коррупции полностью практически невозможно. Однако по уровню коррупции одни государства в разы отстают от других. Коррупция как сложный социально-политический феномен оказывает серьезное воздействие на государство. Снижая эффективность функционирования политических институтов, тормозя социально-экономическое развитие государства, способствуя усилению социальной дифференциации, коррупция поражает практически все сферы жизни общества и вписывается в саму структуру общественных отношений. Борьба с коррупцией требует сил и воли, как со стороны государства, так и со стороны общества.
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»( Слайд 1).
Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или иных услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна.
За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Систематическая и планомерная работа по противодействию коррупции в РФ началась в 2008 году после появления Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Позднее появились другие нормативные и правовые акты, дополняющие и уточняющие все вопросы, связанные с организацией работы по противодействию коррупции, включая федеральные законы, а также Указы Президента России и Постановления Правительства РФ, в частности «Национальную стратегию по борьбе с коррупцией», национальные планы противодействия коррупции и другие. Были внесение дополнения и уточнения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и многое другое (Слайд 2 ).
Участие РГВА в работе по противодействию коррупции на начальном этапе сводилось в основном к предоставлению Деклараций или Сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых руководством архива, также выполнении требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных нужд».
В 2015-2017 гг были разработаны основные внутренние нормативные документы о противодействии коррупции и служебном поведении (этики)
сотрудников РГВА (Слайд 3 ).
На сайте РГВА появился раздел «Противодействие коррупции»( Слайд 4), где на регулярной основе стали размещаться нормативные, правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, включая ведомственные и локальные акты РГВА в данной сфере. Размещались Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, формы заполнения документов. Были предоставлены телефоны для обратной связи администрации РГВА с общественностью.
В сентябре 2018 года во исполнение приказа Росархива от 31.08.2018 г. в РГВА был разработан и утвержден План по противодействию коррупции на 2018-2020 годы (Слайд 5). Принятие Плана позволило формализовать работу РГВА, сосредоточив основное внимание на трех основных направлениях:
- повышение эффективности механизмов урегулирования конфликтов интересов, обеспечение соблюдения сотрудниками РГВА принципов служебного поведения в связи с выполнением ими должностных обязанностей, а также ответственности за их нарушение;
- выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности РГВА, мониторинг коррупционных рисков:
- взаимодействие РГВА с институтами гражданского общества и гражданами, создание эффективной обратной связи и информирования общества о деятельности РГВА в сфере противодействия коррупции.
В конце 2020 года РГВА представил в Росархив информацию о ходе выполнения мероприятий, предусмотренных планом противодействия коррупции в 2020 году ( Слайд 6), а также План работы на 2021-2023 гг.
Анализируя выполнение Плана РГВА по противодействию коррупции в 2018-2020 гг можно констатировать, что, в целом, план был выполнен, хотя имелись и отдельные недочеты. Так, задерживалось размещение некоторых появляющихся нормативных актов по противодействию коррупции на сайте РГВА. В связи с пандемией и проверкой Росархива деклараций сотрудников РГВА за 2016-2019 гг «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год» были размещены на сайте РГВА только в начале 2021 года.
Были и ошибки в декларациях сотрудников РГВА, о которых будет сказано ниже. При этом, необходимо подчеркнуть, что за период 2018-2020 гг в РГВА не было случаев привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, а также к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности.
В соответствии с Планом на 2018-2020 гг были определены коррупционно - опасные направления или функции РГВА и должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных правонарушений по этим направлениям (Слайд 7). К коррупционно - опасным были отнесены следующие сферы деятельности:
- организация и осуществление закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд;
- осуществление функций государственного заказчика (представителя госзаказчика) по договорам, контрактам и иным работам;
- оказание государственных услуг;
- представление в судебных органах прав и законных интересов РГВА;
- осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества;
- хранение и распределение материально-технических ресурсов архива.
Сотрудники, связанные с работами по направлениям с высоким коррупционным риском, были ознакомлены с нормативными и правовыми документами по противодействую коррупции в РГВА. С ними проводились дополнительные разъяснения о существующих антикоррупционных запретах, ограничениях, требованиях и ограничениях, связанных с высоким коррупционным риском, в том числе ограничений, касающихся получения подарков, выполнения иной оплачиваемой работы.
Много внимания кадровой службой уделялось вопросам сбора и проверке Сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Периодически выявлялись неточности в предоставляемых сведениях, которые по возможности устранялись. Определенное неблагополучие, как правило, в виде ошибок в представляемых Декларациях сотрудников РГВА выявила и проверка, проведенная Росархивом в 2020 года. Сотрудниками РГВА были даны письменные объяснения. При этом оснований для применения мер юридической ответственности к сотрудникам РГВА не было.
Проверка Росархива констатировала и большое количество неточностей в декларациях сотрудников РГВА. К основным из них относятся (Слайд 8):
- неправильное отражение дат открытия счетов по картам;
- путаница в указаниях на вид вклада (счета) – дебетовый, расчетный и пр.;
- неправомерное отсутствие отдельных счетов (карт) в декларациях за отдельные годы;
- отсутствие за 2016 и 2017 гг счетов социальных карт и др.
Кроме этого кадровой службой архива проводилась выверка и актуализация сведений, представляемых сотрудниками РГВА о родственниках в целях выявления и предотвращения возможного конфликта интересов и др.( Слайд 9).
В 2020 году три сотрудника РГВА (это зам. директора архива, двое из которых были назначены на эту должность недавно) прошли обучение по программе «противодействие коррупции», успешно сдав необходимые экзамены. Замещение данных должностей в архиве входит в перечень должностей с высоким коррупционным риском.
В июне 2018 года был утвержден приказ РГВА № 54 в котором было определено ответственное лицо для сообщения в Реестр лиц, уволенных из архива в связи с утратой доверия. Сотрудники РГВА принимали в этот период и активное участие в работе семинаров-практикумов, проводимых Росархивом по вопросам противодействия коррупции.
В отчетный период обращений правоохранительных и иных государственных органов по вопросам организации противодействия коррупции в РГВА не поступало.
Большое внимание уделялось соблюдению требований, ограничений и условий государственных закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.
В РГВА, как видимо и других архивах, действует Единая комиссия РГВА по проведению закупок товаров, выполнению работ и оказанию услуг для нужд архива. Комиссия обязана создавать равные условия для участников закупок, обеспечить добросовестную конкуренцию. Все это достигается путем предоставления открытого доступа к заявкам, которые подаются в электронном виде, публичного вскрытия конвертов и размещения документов о приемке и отчета об исполнении государственных контрактов в открытом доступе в ЕИС.
За период 2018-2020 гг. фактов для привлечения к административной и тем более уголовной ответственности участников при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд архива выявлено не было. Требования, ограничения условия государственных закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ соблюдались.
Одним из наиболее важных направлений в работе РГВА по противодействию коррупции является развитие гласности и обеспечение функционирования системы обратной связи руководства РГВА с общественностью посредством, прежде всего, сайта архива. Данная обратная связь обеспечивается (Слайд 10):
- функционированием «телефона доверия» по вопросам противодействия коррупции в архиве;
- информированием общественности о документах, функционирующих внутри архива по вопросам противодействия коррупции;
- информированием о наиболее коррупционно- опасных направлениях деятельности и фамилиях, и должностях тех, кто отвечает за работу на этих участках деятельности;
- приемом сообщений по фактам коррупции в архиве посредством электронной почты РГВА, на специально выделенный адрес;
- ежегодном размещением на сайте архива «Сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера» работников РГВА;
- публикацией планов и отчетов о работе по данному направлению;
- информированием общественности об имевшихся фактах коррупции и нарушения служебной этики при исполнении должностных обязанностей сотрудниками архива.
Важнейшем инструментом в борьбе с коррупцией является и регулярный мониторинг публикаций в средствах массовой информации о фактах проявления коррупции в РГВА.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что при выполнении нового Плана работы РГВА по противодействию коррупции на 2021-2023 гг. необходимо учитывать те недостатки в работе, которые имелись в 2018-2020 гг. и более активно поддерживать связь с общественностью страны, гражданами России.
Зам. директора РГВА В. Н. Кузеленков
- Новости
- Об архиве
- Запросы
- Читальный зал
- Выставки
- Публикации архива
- Комплектование
- Рассекречивание
- Научно-справочный аппарат
- Противодействие коррупции
- Контакты
- Справочно-информационный центр федеральных государственных архивов
- Карта сайта
- Политика в отношении обработки персональных данных (утверждено приказом РГВА от 21 декабря 2023г. № 59)











